Меня зовут
Я из Томска
Это небольшой старинный городок в глубине Сибири.
Его окружает тайга, а в нем много красивых деревянных домов.
Еще в школе, в старших классах, я увлекся хип-хопом, который был в то время очень популярен. А точнее, отдельной его частью — граффити
Сидя на последней парте, я рисовал скетчи на последних страницах тетрадей во время уроков. Некоторые учителя, зная это, при проверке заглядывали туда полюбоваться
Информации в то время было не очень много. Иногда граффити проскакивали в фильмах. Что-то можно было найти в медленном модемном интернете. С удивлением обнаружил в местном книжном магазине книгу Медведевой искусство граффити, засмотрел её до дыр. Выписал по почте журнал "Code red" из Москвы. А потом вышла игра "Getting up" и окончательно расставила всё по местам. Многие другие впечатлившиеся писали на заборах никнейм главного героя — Trane. Этого я не делал, но знатно уделал район стикерами и тэгами.
Райскими местами для меня были сайты и форумы в интернете.
Так, сидя даже в далекой провинции, ты мог общаться и взаимодействовать с другими граффитчиками, со всей России и ближнего зарубежья. Для меня главным таким местом был портал Cans.ru. Там постоянно проводились скетч баттлы и другие подобные активности, где ты мог посоревноваться с другими или напротив, сделать совместный скетч. Это очень меня заряжало. И тогда, и по сей день, мне не нравится рисовать для себя, в стол. Круто когда есть аудитория, тема, задача.
1/3
2/3
3/3
Как ни странно, достаточно быстро появились оплачиваемые заказы. Какой-нибудь мужик, видя нас, предлагал разрисовать ему гараж. Либо друзья, открывающие скейтерский магазин, просили разрисовать стены. В итоге, у нас даже появился своего рода продюсер — парень со 2 курса университета, который договаривался с людьми, потому что выглядел все же солиднее двух школьников. Деньги были не абы какие, но в 11 классе 6 тысяч рублей и 50 баллонов казалось сказкой.
Постепенно разгорался интерес и к рисованию на стенах. Самые первые работы я рисовал с друзьями — Ромой и Максом. Было страшно и непонятно. Как-то копили деньги, покупали баллончики, шли в какую-нибудь богом забытую заброшку (или за школьный бассейн), и там, оборачиваясь на каждый шорох, пытались что-то выводить на стенах.
Шанс познакомиться выпал лишь на хип хоп фестивале Кислород, который ежегодно проходил в нашем городе. Там я уже смог понаблюдать за их рисованием вживую. Оказалось, что ребята сильно старше меня — на 5 и на 10 лет. Особого общения не получилось. Школьник с лохматыми волосами и скейтом в моем лице скорее раздражал =)
Одним из любимых моих занятий было ходить в местные граффити галереи. Как правило, это были длинные стены где-то в глубине районов, изрисованные граффити. Райтеров тогда было не очень много, и самыми крутыми были Dan и Scout, составляющие команду ОРСТ (оригинальный стандарт). Именно в их работы я особенно и подолгу залипал. Было забавно — ведь я никогда не видел авторов.
Не беда — я продолжил рисовать один, очень активно, выкладывая на городской хип хоп форум ДРД.

Как-то незаметно и неожиданно, по прошествии некоторого времени я вошел в состав этой команды, и следующие несколько лет мы раскрашивали стены города уже втроем!
И во время моей бытности в команде, и после, я делал также и свои собственные работы
Основная наша активность длилась 2−3 года, но сейчас это вспоминается, как целая жизнь. Было много заказов и собственных работ. Были поездки в соседние города и знакомства с ребятами оттуда. Была машина Дэна которую он называл годзиллой из-за оторванного бампера, была сумка с кучей накиданных туда баллонов, из которых случайным образом составлялась палитра для нового граффити. Было не страшно — ведь рядом всегда были товарищи, которые помогут и поддержат. И мне в мои 17−18 было особенно важно присутсnвие моих старших друзей.
Несколько раз открывали граффити школу, пытаясь научить совсем молодых ребят рисовать. Была легендарная студия, которую снял Скаут на втором этаже гаража, и которая стала главной хип хоп точкой города на несколько лет, вместе с находившейся рядом студией астронавт запись.
Закончилось все как-то одномоментно, когда у нас неожиданно появился арендодатель и наказал сьехать немедленно.
После этого мы с товарищами поддерживали отношения, но уже не так активно, как раньше.
С одной стороны, основное время стало уходить на дизайн и обучение ему. С другой — пропал интерес разрисовывать одни и те же стены снова и снова. Я понял, что граффити — достаточно ограниченный вид искусства. Изначально думалось, что это та самая абсолютная свобода, что отрицая все традиционное, отказываясь нормально учиться рисовать, мы делаем что-то уникальное и можем делать это вечно.
Но оказалось, что мы топчемся на месте, являемся заложниками своего стиля. Кому-то этого более чем достаточно, но я хотел новых знаний, больше контроля на своим навыком. Поэтому мне пришлось выходить за пределы этого движения в неизвестность.
Тем не менее, до сих пор я иногда беру в руки баллончик. Как правило, это либо оформления для близких друзей, либо работы за рубежом
В дальнейшем я стал рисовать реже и реже
Тогда же появился мой рогатый маскот
В нём не было никакой идеи, смысла, хотя впоследствии некоторые часто пытались выяснить у меня скрытое значение этого персонажа.
Разве что, намного позже это показалось мне интересным само по себе — ведь в России, в православной традиции, черт — скорее озорная сущность, не несущая в себе такого вселенского зла, как дьявол в католицизме.
В принципе весь феномен граффити является таким же относительно безобидным озорством на улицах города.
Так впоследствии нашелся смысл.
Кроме крутой молодости, где всего было в меру — и тусовок и продуктивной работы, граффити дало мне смелость.
У многих начинающих художников проблема: Достаточно ли мои работы хороши, чтобы показать их кому-то? Что про них скажут? А может они кому-то не понравятся?
В граффити с этим проще — ты просто идешь и рисуешь в самом центральном месте города, заставляешь всех смотреть на свое высказывание.
Бесспорно, что так появляется огромное количество грязи и ерунды на стенах. Я и сам с возрастом стал больше любить чистые стены и коситься на очередные тэги рядом с подьездами.
Но именно с позиции подготовки художника мне очень много это дало. В итоге именно постоянное выкладывание своих компьютерных работ, даже учебных, даже недоделанных, принесло и приносит мне работу и зрителей.
Параллельно начала развиваться и моя цифровая карьера
глядя на мои граффити и скетчи, представители других направлений хип хопа начали просить помочь им с дизайном.
Так я начал изучать рисование на компьютере по каким то DVD дискам, делать разные афиши, плакаты, обложки для альбомов и прочее
Мне это не очень подходило по настроению, поэтому через некоторое время я с этим закончил.
Тем не менее, у меня были и есть любимые рэп- заказчики. Это наша томская группа Кантора, и особенно, её главный музыкант — Килабайт.
Для рэпперов приходилось делать более мрачные и серьезные работы.
Особенно подружился я с ребятами из танцевальной тусовки Скиллз. В то время они как раз открывали свою школу. Школа работает до сих пор, уже больше 10 лет. Мы стали лучшими друзьями, они научили кучу народа танцевать (даже немного меня), я помогал им с дизайном и открыл для себя целый новый мир более веселого танцевального хип хопа и фанка.
Атмосфера уличных танцев меня привлекала гораздо больше, хоть изначально я про неё почти ничего не знал
И вот так, жонглируя юриспруденцией и разнообразным рисованием, я провел пять лет, каким то чудом доучившись до конца.
Тем временем, я заканчивал школу и нужно было поступать.
В то время я не особенно понимал и задумывался как работает вся эта взрослая жизнь, поступление и прочее.
Родители, будучи великолепными юристами, были за юрфак. Я сел, подготовился, сдал ЕГЭ и поступил на бесплатное.

Я думал, то это начало абсолютно новой жизни. Конец шуткам. Теперь все будет по другому. В первый мой университетский день так и было. Я одел рубашку, сходил на все пары, внимательно слушал, пошел делать домашнее задание в библиотеку.
Но уже на следующий день, я обнаружил, что обратные стороны кучи распечаток с законами прекрасно подходят для рисования эскизов. А ручка немного лучше карандаша — очень четкие линии, которые не сотрешь. Приходится думать над тем, что рисуешь.
Таким образом, на годы я стал хейтером традиционной, академической школы.
Одновременно с поступлением на юрфак я решил наконец-то заняться и своим рисовальным образованием. Пошел в художку и на подготовительные курсы в местный архитектурный вуз. Поступать туда я не собирался, но слышал, что там неплохо учат рисунку.
Завершающим моментом была моя попытка перевестить на художественный факультет (не знаю, каким чудом я убедил папу, что все будет окей). Встретил меня там толстый неприятный тип, что-то пробубнил, глядя на мои работы, и ушел обратно. Честно говоря, я до сих пор благодарен высшим силам, что у меня это тогда не получилось.
Хватило меня где-то на полгода. В первые дни все казалось очень крутым, казалось, что вот-вот польются новые знания потоком. Но чем дальше, тем больше я понимал, что именно эффективно учиться здесь никто не собирается. Все сводилось к бесконечному глазению на натуру, попыткам что-то почувствовать. Когда были проблемы — преподаватели просто садились на твое место и дорисовывали работу. Ничего не говорилось про современные технологии, рисование на компьютере. Никто не отвечал на мои попытки поговорить о граффити — ведь это тоже вид рисования, и мне было важно мнение учителей. И все было присыпано каким-то незаметным пафосом и значительностью.
Но главную ставку я делал на иллюстрации и графические элементы. И именно за ними к нам. через некоторое время начали приходить клиенты.
В какой то момент, моя одноклассница Лида сказала, что веб дизайн —это классная штука. Она же дала номер Саши, у которого своя дизайн студия и как раз нужны сотрудники.
Дизайн студия оказалось небольшой группой энтузиастов, но в дальнейшем выросла в большую компанию.
В ней я начал делать дизайн сайтов и некоторое время активно им занимался. Здесь я наконец начал делать реальные заказы — для самых разных клиентов, на самые разные темы. Сталкиваться с различными проблемами и ситуациями. По нынешним меркам (да и по тогдашним тоже) верстка смотрится в большинстве своём ужасно.
Примерно в это время я начал действительно остро ощущать недостаток навыка. При этом я никак не мог понять — где учиться и по какому плану.
Параллельно я пытаюсь залезть во все дырки — продолжаю рисовать иллюстрации на фрилансе, делаю граффити заказы, рисую дизайны для местного хип хопа.
На работе нужно рисовать игры — слоты.
Это не Call of duty, но тоже очень интересно.
У очень большого количества молодых ребят из провинции (по крайней мере в то время) была мечта переехать в столицу, в самый центр. И вот я здесь. Работаю художником, платят очень неплохо. Снимаю однокомнатную квартиру в центре, на проспекте Мира.
В какой-то момент один мой старший товарищ и учитель Прохор Маклаков предложил мне переехать в Москву на его место, делать игры. Как раз заканчивался универ и я согласился.
Так начался очень странный и переломный момент в моей жизни
Пытаюсь много с кем знакомиться, общаться, ходить в разные крутые компании в гости (там и тут были работающие там друзья).
И вот здесь ощущение недостатка навыка достигло своего пика. Мне постоянно говорили: "У тебя прикольные работы, но уровень все же низковат." Появилось чувство, что я в какой-то демоверсии — вокруг всё что хочешь, но я не могу нормально с этим работать. =)
В дальнейшем я слышал мысль, что удача = шанс + готовность к нему. Так вот — вокруг меня была куча шансов, но я был совершенно не готов к ним.
В какой-то момент мне попалась на глаза онлайн школа CGMA. До этого я даже не задумывался о возможности обучения онлайн. А тут все совпало — моя зарплата позволяла купить курс (хоть и стоил он недешево), а уровень английского был достаточен для понимания.
Платные онлайн курсы, видео с ютуба, материалы с торрента, видео, книги — я изучал все, до чего мог дотянуться, доставая их всеми правдами и неправдами.
Так, год я потратил только на рисование скетчей и построение формы. Следующий год — на светотень и черно белый рендер. Год — на цвет. Далее — начал учить 3D программы и технологии.
Я купил курс по дизайну персонажей от Nate Wragg и офигел.
Наконец-то я нашел те знания, которые я так давно искал.
Но у этого была и обратная сторона.
Я понял насколько далеко мне нужно идти и какое огромное количество времени потратить.
Начал я, конечно же, с дизайна персонажей, анатомии (сразу со второй части), с рендера материалов. Остальное мне казалось слишком простым и недостойным меня.
Примерно полгода мне понадобилось, чтобы акститься и понять, что во первых — это надолго. А во-вторых, начинать нужно с самых азов, забыв все, что я знал и умел до этого.
Я выбрал второй вариант.
Как я себе объяснил — чтобы выше прыгнуть, нужно ниже присесть.
Либо же я еду назад, в свой родной город. Живу с родителями, сижу дома и полностью погружаюсь в учебу.
Либо я остаюсь в столице, в самом центре событий, но мне придется как-то совмещать учебу с работой, зарабатывать деньги на съем жилья и еду. И еще как-то находить друзей, общаться с ними, чтобы не сойти с ума.
Передо мной вырисовывались два исхода.
Как и все начинающие, сначала я думал, что уже многое умею, что мне будет нужно всего лишь пара курсов.
До сих пор я не понимаю, как у родителей хватило терпения и доверия. Они не особо задавали вопросы, разрешили мне продолжить жить с ними. Я почти постоянно сидел дома, постоянно практикуясь, изучая всевозможные учебные материалы.
Посмотреть больше учебных работ по категориям можете тут.
Крепкий навык достигается повторением и кучей кучей практики.
Здесь я прикрепил несколько практических работ для красоты, но на самом деле их гораздо больше.
Посмотреть больше работ
Еще раз спасибо родителям что позволяли жить и кушать еду из холодильника.
А также спасибо нашей танцевальной хип хоп семье скиллз. У нас бы классный большой зал, куда можно было всегда придти и встретить друзей, поболтать.
Это был морально непростой период
Параллельно я все же делал некоторые проекты.
Спасибо за них Сергею Парфенову, Прохору Маклакову и Роме Малахову.
Благодаря им у меня были какие-то деньги на бытовые расходы.
Ты, уже окончивший универ взрослый лоб, вернувшись из столицы обратно в провинцию, вместо работы по специальности сидишь и учишь какое то рисование. Денег нет, перспективы не очень понятные, план вроде есть, но туманный.