Для тех, кому нужна помощь по инструментам, планшетам и программам.
Инструменты
Цифра или живые материалы?
Карандаши, краски и бумага или планшет и стилус?
С одной стороны — это личный выбор художника.

Атмосфера, ощущения и результат могут, и как правило, сильно отличаются.

Кому-то очень нравится процесс: раскладывание материалов, замешивание красок, мазки кисточкой по холсту.

А кто-то это терпеть не может — хочется просто включить комп, открыть программу и рисовать без лишней суеты.

Вполне может нравиться и то, и другое.
С другой стороны,сейчас почти вся индустрия работает в цифровом формате

Это намного удобнее, быстрее и эффективнее.

Если вы всерьёз думаете о карьере в рисовании и графике, это стоит учитывать.

У традиционной живописи тоже есть свой немалый рынок. Есть художники и иллюстраторы с уникальным стилем именно благодаря работе в традиционных техниках. Но тут я, честно говоря, не эксперт — просто не моя сфера.
С точки зрения обучения стоит разделять две вещи: освоение общей базы и освоение конкретного инструмента.
Общая база универсальна. Принципы перспективы, красивые силуэты, свет и тень, работа с цветом — они одинаково важны и при рисовании маслом, и баллончиками на стенах, и на компьютере.

Правда, нарабатывать эти навыки, на мой взгляд, проще и быстрее именно в цифровом формате — не нужно тратиться на расходники, постоянно докупать краски и холсты, да и цвета можно менять моментально.

Овладение самим инструментом — это уже совсем другая история, специфичная для каждого конкретного. Даже если ты отлично понимаешь общую базу, можно годами оттачивать навык работы с акварелью или маслом.

В этом плане цифровые инструменты осваивать проще, хотя и там их немало — особенно если учитывать 3D-графику.
Вывод
Учиться базе удобнее, быстрее и дешевле в цифровом формате.
Сегодня индустрия, особенно геймдев и коммерческая иллюстрация, почти полностью работает в цифре.

Традиционные материалы — это больше хлопот, но у них есть свой особый вайб и атмосфера.

И никто не мешает использовать оба варианта: цифру — для учебы и коммерческой работы, а традиционные техники — для себя, для души и для другого рода проектов.
Компьютер + планшет или мобильный планшет со стилусом?
Компьютер/ Ноут + планшет- плюсы и минусы:
Не слишком мобильный вариант: компьютер с собой не потаскаешь, а ноут с планшетом хоть и переносной, но всё равно не сильно компактный.
Если брать классический планшет без экрана, придётся привыкать смотреть на монитор, а рисовать рукой на планшете — сначала это доставляет дискомфорт, обычно проходит через 1-2 месяца практики.
Подходит для любого уровня коммерческой работы — кроме программ для рисования, можно установить и все остальные нужные приложения, включая 3D и прочее.
Мобильный планшет - плюсы и минусы:
Можно носить с собой куда угодно. Выглядит красиво, мило и эргономично.
Рисуем сразу по экрану
Подойдёт для определённого уровня коммерческой работы.
Может быть дорого, а иногда и очень дорого.
Не подходит для полноценной коммерческой работы — на мобильный планшет не установишь много нужных программ, которые есть только на компьютере.
У некоторых после длительной работы начинает болеть шея.
Вывод
Компьютер или ноут с планшетом без экрана — это более классический и профессиональный сетап. Сначала может быть неудобно — смотреть на монитор, а рисовать по планшету. Но со временем привыкаешь и получаешь доступ ко всем нужным программам и возможностям.
Мобильный планшет — комфортная и мобильная инновация, на которой можно и учиться, и делать проекты среднего уровня. Но есть ограничения, если хочется работать на более профессиональном уровне.
Как правило, стоит исходить из того, что у вас уже есть. Если есть ноут или компьютер — докупайте планшет без экрана (или с экраном, если бюджет и желание позволяют). Если у вас есть iPad или похожий планшет и остаётся только купить стилус — попробуйте начать с этого.
Если же вы начинаете с нуля и серьёзно настроены на геймдев или похожие направления, лучше сразу ориентироваться на компьютер + планшет, потому что скорее всего вам придётся учить и другие программы, например 3D.
Планшет для компа/ноутубка
Обычный или экранный ?
Без экрана — бюджетный и проверенный вариант, но требует привыкания.

С экраном —вроде комфортнее рисовать, но дороже и не факт, что понравится.

Новичкам лучше сначала освоиться с классикой, а уже потом, если нужно, подумать о планшете с экраном.
Какая фирма?
Wacom, Huion или XP-Pen

Wacom — классический и проверенный производитель планшетов, но в последнее время их цены взлетели до небес, а качество нет

Huion и XP-Pen — относительно молодые бренды, но они делают действительно хорошие планшеты по цене значительно ниже, чем Wacom.

У меня долгое время был Wacom Intuos Pro, а сейчас я уже пользуюсь Huion H610X — все нравится
Какой мобильный планшет?
Айпад? Самсунг?

Здесь проконсультировать не смогу- лучше заранее посмотреть обзоры и сравнения. У меня iPad Pro и Apple Pencil — меня полностью устраивает
Компьютер или ноутбук?
Компьютер обычно мощнее и круче, но с собой не потаскаешь.

Ноутбуки можно брать с собой, но они несколько слабее, могут греться и шуметь (особенно если не MacBook).

Для обычного рисования подойдёт и тот, и другой вариант — мощь не особенно нужна. Но лучше перед покупкой проконсультироваться, глянуть характеристики и отзывы.

Если в перспективе хотите заняться 3D-графикой или разработкой игр, то лучше сразу взять мощный комп. Хотя и хороший игровой ноут или макбук на М1 тоже справятся
Программы
Растровые или векторные?
Программы для цифрового рисования в целом делятся на растровые и векторные.


Без глубоких подробностей — растровые позволяют рисовать так, как мы привыкли: линиями, штрихами, мазками.

Векторные же работают по-другому — создают изображения из контуров. Это очень специфически ощущается и отличается от привычного рисования, но полезно, если нужно делать картинки, которые можно масштабировать без потери качества, например, для логотипов и иллюстраций.

Начинающим, кто хочет учиться именно рисовать, лучше выбирать растровые программы.

Векторные программы не очень удобны для свободного творчества — ими проще пользоваться, когда уже есть опыт, осваивать позже, чтобы расширить свои навыки.

Растровые программы для компьютера
Photoshop, Clip Studio Paint, PaintTool SAI, Krita, Corel Painter
Абсолютным стандартом цифрового рисования считается Photoshop — там есть всё, что нужно для любых задач.

Лично я очень люблю и профессионально работаю в Clip Studio Paint. Она похожа на Photoshop по интерфейсу и функционалу, но есть несколько важных отличий, которые делают работу для меня гораздо удобнее.

Программы вроде Krita, SAI и Corel Painter существуют, но ничего принципиально нового не предлагают.

Некоторые программы, типа Krita бесплатные, что может быть плюсом. Хотя в наших краях многие всё равно пользуются торрентами и фактор цены не принципиален.

Вывод
Если не хотите заморачиваться и хотите работать как все — ставьте Photoshop и учите его.

Если же не боитесь осваивать новое ПО — попробуйте Clip Studio Paint. Разберётесь с ним, получите удобный инструмент, а потом уже можно будет подтянуть Photoshop, чтобы легче было взаимодействовать с другими художниками и в работе.
Растровые программы на мобильном планшете
Я мало рисую на мобильном планшете, поэтому опыта немного, но всё же расскажу.

Абсолютным лидером среди мобильных приложений считается Procreate — красивая, популярная и всеми любимая программа (только на IOS)

Мне она нравится, но для профессиональной работы я бы всё же выбрал мобильную версию Clip Studio Paint. Интерфейс там чуть проще и не такой красивый, зато функционал намного шире и мощнее.

Ещё одна интересная и удобная программа — Infinite Painter.
Вывод
Все известные мне хорошие программы для мобильного рисования — платные. Возможно, есть бесплатные, но я про них ничего не знаю.
Если не хотите сейчас сильно заморачиваться и хотите быть в тренде — берите Procreate.
Если готовы немного погрузиться и получить более мощный и универсальный инструмент — выбирайте мобильный Clip Studio Paint.
Выбор программы — это навсегда?
Конечно, нет!

Профессиональные художники часто работают сразу в нескольких программах, переключаются между ними и используют сильные стороны каждой — и в 2D, и в 3D.

В начале может показаться, что учить кучу софта — страшно и сложно. Но на практике с каждой новой программой становится всё проще, потому что большинство из них устроены примерно одинаково и используют похожие термины.

В итоге, не так уж важно, с чего вы стартуете — всегда можно потом перейти на что-то другое, если понадобится.